Печатная графика

Гравюра на дереве

Историки-искусствоведы до сих пор спорят какой из видов печатной графики появился первым – печать текста или изображения (рисунка). На протяжении Средних веков в Европе основным заказчиком рукописных книг являлась церковь. Книги переписывались вручную в монастырях или в специальных мастерских – скрипториях. Но донести смысл религиозных ценностей с помощью книги можно было только до грамотных людей, которых в то время в европейских странах было не так много. Другое дело проповедовать с помощью картинок - зрительные образы были доступны и неграмотным. Изображение быстрее и прочнее укладывались в головах крестьян и горожан. Поэтому, когда в Европе появились первые печатные технологии, скорее всего они первоначально начали применять для изготовления изображений.

Первые образцы печатной продукции появились в Европе в начале XIV века и были изготовлены при помощи, привезенной с Востока технологии ксилографии. Данная технология первоначально была изобретена в Китае в VIII веке и применялась для набивки рисунка на шелковые ткани. В ее основе лежит изготовление резной печатной формы из доски мягких пород дерева.  Впервые книги при помощи ксилографии начали печатать в Корее.

КСИЛОГРАФИЯ

  Итак, что же такое КСИЛОГРАФИЯ? Исходя из дословного перевода с древнегреческого -«рисунок (или письмо) на дереве». Ксилография относится к технологтиям выпуклых гравюр. Первоначально резчик вырезал на деревянной доске макет страницы будущей книги в зеркальном отражении, который включал в себя как текст, так и рисунок. Труд был тяжелым, любая ошибка и неточность исполнения приводили к необходимости переделывать всю работу заново. В середине XV века был изобретен «подвижный» деревянный шрифт, которым набиралась текстовая засть страницы, а за резчиком оставалась создание макета иллюстрации, которую создавал художник- рисовальщик.

На ранних этапах изображения, полученные при помощи ксилографии, носили примитивный, схематичный характер. Типичным представителем такого печатного рисунка является лубок. Для создания привлекательности лубочных рисунков их часто раскрашивали вручную. В этой же технике были выполнены первые печатные азбуки.  Со временем, поняв преимущества новых технологий к данному виду получения изображений все чаще стали прибегать профессиональные художники. В связи с этим улучшилось точность и качество изображения.

Наибольший рассвет и наивысшей популярности ксилография достигает к середине XVI века, когда для своего творчества эту технологию применяют такие великие немецкие мастера как А. Дюрер и Г. Гольбейн. Их творчество выводит ксилографический рисунок на новый уровень совершенства. Тонкость линий контуров, еле заметная штриховка позволяет создавать шедевры графики, наполненные объемом и естественностью изображаемых объектов.

 

 В это же время в Италии появилось новое направление живописи названное КЬЯРОСКУРО. Эта технология позволяла создавать изображения с помощью разноцветных пятен, последовательно нанесённых на бумагу с разных досок. В отличие от классической ксилографии в рисунках выполненных по технологии КЬЯРОСКУРО (переводится с итальянского как «свет и тень») отсутствует контур изображаемого объекта, а объем рисунка создается с помощью разноцветных пятен.

Особое развитие этот метод получил в Венеции, где применялся для создания репродукций с картин великих художников эпохи Возрождения. Примерно в это же время подобную технологию массово начали применять на другом конце континента, в Японии. Она применялось для создания и распространения традиционной японской живописи и со временем стала классикой японской  и мировой графики.

На рубеже XVII века ксилография постепенно стала сдавать свои позиции перед более гибкой технологией гравюры на металле и офорту. Но в XVII-XIX веках под воздействием открытий английского гравёра Томаса Бьюика, произошел ренессанс гравюры на дереве. Его новшества касались прежде всего используемых материалов. Во-первых, Бьюик стал использовать для своих гравюр поперечный срез более твердых пород дерева, в отличии то ранее использовавшихся продольных досок менее твердых пород. Этим простым на первый взгляд решением была снята давняя проблема резчиков по дереву, - невозможность использовать в гравюре кривых и округлых линий. Это новшество значительно расширило возможности художников при воспроизведении своих работ. Использование твердых пород самшита сделало возможным применение к такой деревянной доске инструменты, которые хорошо себя зарекомендовали при работе с гравюрами по металлу. Эти инструменты называются штихели. Разнообразие форм штихелей позволило внести дополнительное разнообразие в художественные приемы гравюры на дереве.

По такому же принципу как ксилография уже в XX веке стали изготавливать гравюры на новых материалах – линолеуме (линография), гравюра на оргстекле или картоне.

Товары, упомянутые в статье
Нет в наличии
Предзаказ
Карандаши литографические Lefranc&Bourgeois 12 цветов №3, Lefranc&Bourgeois.
2400 руб
В наличии
Предзаказ
Бумага для офорта Fabriano Rosaspina, 25 листов в упаковке, цвет...
8850 руб
В наличии
Предзаказ
Чернила литографические пастельные Lefranc&Bourgeois 200 мл, Lefranc&Bourgeois
2259 руб
В наличии
Предзаказ
Чернила литографические рисовальные Lefranc&Bourgeois 200 мл, Lefranc&Bourgeois
2259 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная голубой океан в жестяной банке 200 мл, Lefranc&Bourgeois...
3509 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная белый укрывной в жестяной банке 200 мл, Lefranc&Bourgeois...
2151 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная белоснежный RS в жестяной банке 200 мл, Lefranc&Bourgeois...
2151 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная тёплый красный в тубе 60 мл, Lefranc&Bourgeois
2316 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная средняя зелень в тубе 60 мл, Lefranc&Bourgeois
1500 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная серебро в тубе 60 мл, Lefranc&Bourgeois
1914 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная натуральная сиена в тубе 60 мл, Lefranc&Bourgeois
1224 руб
В наличии
Предзаказ
Краска офортная насыщенный желтый в тубе 60 мл, Lefranc&Bourgeois
1500 руб
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *